За последние лет десять автомобильный мир крайне видоизменился. В свет выходят автомобили, о которых еще совсем недавно мы читали лишь на страницах глянцевых журналов о концепт-карах и экспериментальных новинках автомобилестроения. И только за последние пять-шесть лет мы прозаично привыкли видеть на улицах города такие спортивные купе, как Audi ТТ, Nissan 350 Z и Toyota Supra. не прекращая восхищаться новыми иконами и эталонами спортивного стиля и дизайна, которые своим внешним видом и темпераментом бросают вызов всему окружающему. Броское и примечательное спортивное купе, или если угодно — спорткар, пожалуй, самый эффектный способ заявить о своих достижениях и новаторских идеях гигантами автомобилестроения. Двадцатый век стремительно пронесся под флагом автомобилизации, машины стали красивее, мощнее, быстрее и естественно доступней. Стоит ли попытаться представить о том, что еще 10 лет назад мы бы имели возможность располагать такими шедеврами… Видимо не стоит, так как на пороге кардинальной переменчивости автомобильного мира такой спорткар уже был…
В то время прогресс автомобилизации только подступал. Чаще всего новые модели автомобилей, если и выпускали масштабно, то только на проверенных временем шасси, изменив только кузов и добавив передовые вспомогательные системы управления электроникой, комфортом и безопасностью. С применением новых идей и новшеств на серийных автомобилях заводы-автогиганты осторожничали, включая новинки в производство поэтапно. Одним из первых автопроизводителей, рискнувшим собрать воедино все свои новейшие разработки и экспериментальные новаторские идеи в одной модели, стал автогигант Mitsubishi Motors Corp. В 1994 году ими было создано спортивное купе – Mitsubishi FTO, полностью на независимом от других моделей шасси и множеством передовых технологий. Автомобиль производили скромным небольшим тиражом, рассчитывая только на внутренний японский рынок. В этом же году, Mitsubishi FTO был признан автомобилем года в Японии, что само по себе было сенсацией – впервые спортивному купе присудили этот приз. В честь этого знаменательного события автогигант выпустил 500 автомобилей, эксклюзивно окрашенных в яркий желтый цвет с именными эмблемами, отображающих признание FTO автомобилем года в 1994 году. Но, несмотря на сенсационный первый год существования Mitsubishi FTO, автомобиль так и не увидела ни Европа, ни Америка, ни другие основные клиенты по автоэкспорту Японии. Автопроизводитель ограничился только своим рынком, и в последующие года, вплоть до 2000 года, автомобили сходили с конвейера небольшими тиражами для внутреннего рынка Японии. В связи с чем, Mitsubishi FTO серийно существуют только с правым рулем.
Везде есть и плюсы, почти все японские автогиганты предлагают огромный выбор моделей машин, разных классов с различной комплектацией для своего внутреннего рынка. Как истинные азиаты, японцы имеют свой подход в производстве и продаже машин, они с удовольствием заваливают свой рынок разнообразием моделей и широчайшей линейкой моторов, при этом экспортные автомобили, как правило, далеки от верха совершенства и качества моделей, выпускаемых для Японии.
Mitsubishi FTO – переднеприводное спортивное купе, непохожее ни на один автомобиль и не имеющее даже близкое сходство. Эксклюзив – как принято говорить, вобравший в себя множество самых современных разработок, способен через 6 секунд после старта преодолеть 100-километровый рубеж скорости, а предел, если снять устанавливаемый на конвейере у всех японских автомобилей электронный ограничитель до 180 км/ч, упирается в 230 км/ч. И это показатели способностей автомобиля в стоке.
Помимо этого, Mitsubishi FTO может похвастаться рекордным для серийной модели количеством электроники, сверхсовременными технологиями и смелыми дизайнерскими решениями для тех лет. FTO с ее эпатажными формами даже сегодня ни чуть не уступает в зрелищности более молодым спортивным купе. Дизайн кузова, его плавные и одновременно стремительные линии и своды, визитная карточка FTO. Казалось бы, компания Mitsubishi Motors Corp. пошла в середине 90-х ва-банк, но сделала свое детище столь авангардным, что дух захватывает до сих пор. FTO c о своей почти неземной внешностью буквально сражает наповал, всецело отвлекая на себя внимание восторженной публики от стоящих рядом автомобилей. Стремительная, но в то же время утонченная японская грация сильно контрастирует с безапелляционно брутальными очертаниями FTO в присущем сугубо азиатскому стилю.
Иногда, кажется, что этот автомобиль, помимо стиля, отражает еще и душу владельца. Преклонение перед красотой, совершенством и мощью, только малая часть того, что можно увидеть в глазах обладателей и почитателей Mitsubishi FTO. Кто-то в нем ищет верного помощника, для другого он предмет роскоши, а кто-то и вовсе смотрит на FTO как на предмет поклонения. И неважно, какую цель преследуют, приобретая этот автомобиль, скорее имеет значение то, что владелец становится избранником, приобщенным к культу, обладателем гордости и предмета отражения души.
Помимо эпатажности — малочисленность делает FTO эксклюзивом. Автомобиль о котором кое-кто только слышал, но который мало кто видел даже на фотографиях или, что чаще всего, вообще впервые лицезрел в жизни — вносит смятение в разум зрительской симпатии. Искусственный непроизвольный контраст между дизайнерской мыслью и редкостью действительно потрясает. Передовые технологии и ноу-хау не только акцентируются внешне у FTO. Последние японские достижения в области автомобилестроения тех лет проявились в виде новаторской автоматической коробки передач с полуавтоматическим режимом ручного переключения (INVECS-II), получившей широкое применение в дальнейшем не только на автомобилях марки Mitsubishi, но и на легендарных автомобилях немецкой марки – Porsche. Сегодня сложно спорить и вкапываться в прошлое, в попытке разобраться: кто у кого «срисовал» идею АКПП с INVECS-II (Innovative Vehicle Control System – II). Факт остается фактом, Mitsubishi FTO первый автомобиль в мире оснащенный автоматической коробкой переключения передач с режимом, как принято теперь говорить, Tiptronic, имеющий адаптивный алгоритм работы. Компьютер постоянно анализирует стиль вождения управляющего автомобилем человека и, в зависимости от полученных данных, выбирает оптимальный режим переключения. Для активного скоростного вождения и, например, торможения двигателем в зимних условиях был предусмотрен режим ручного переключения передач. Таким образом, АКПП с системой INVECS-II сочетает преимущества автоматической и механической трансмиссий, оставив присущий последней спортивный характер.
В сердце Mitsubishi FTO, помимо 4-ех цилиндрового 16-ти клапанного 1,8-литрового двигателя мощностью 125 сил с одним верхним распредвалом и электронной системой впрыска ECI-MULTI (на версиях GS), устанавливался мощный V-образный 6-ти цилиндровый 24-ти клапанный двигатель с двухвальной системой. объемом 2000 см3 и мощностью 180 сил (на версиях GR и GP). На моделях версий GPX и GPvR с тем же 2-х литровым двигателем устанавливали фирменную инновационную систему Mivec, суть которой изменение фаз газораспределения и высоты подъема клапанов. Благодаря этому, двигатели с системой Mivec получили высокую удельную мощность в 200 л.с. и обеспечивали ровную тягу в большом диапазоне оборотов. Версии GPX и GPvR являются самыми «заряженными» в семействе версий Mitsubishi FTO.
Вернемся к началу, немногочисленность этих автомобилей в мире, делает FTO труднодоступным и ценным экземпляром. Представьте, если в последний год ввыпуска (2000) с конвейера съехало лишь 160 автомобилей, годом ранее тоже ненамного больше – всего 616 шт, какое количество FTO «просочилось» из Японии в другие страны мира? Но почитатели есть! Они создают клубы единомышленников, своеобразную Мекку для владельцев Mitsubishi FTO, определив этой модели своеобразный культ. Таких сообществ мало, но они есть в Японии, Англии, Новой Зеландии и Австралии. Аналогичный клуб есть теперь и в России, он организован в конце 2005 года силами немногих владельцев автомобилей Mitsubishi FTO в Москве. В их активе всего лишь около 30 таких автомобилей… Но ведь есть… И продолжают существовать… Жаль, только что, не вечно…
Подходя к концу, не стоит забывать, что выпуск FTO автогигантом Mitsubishi завершен. Слухи, о начале производства нового поколения, остаются слухами, и не более… Может быть ключевое состоит как раз и в этом? Великие и легендарные пионеры минувшего – и есть легенда…