L200
Вот, вот они, автомобили для России! Пять мест плюс грузовая платформа, рамное шасси плюс полный привод, неприхотливый дизель плюс внушительный клиренс! Сплошные плюсы! А минус-то всего один. Но жирный: не могут наши строители, лесники, заготовители, охотники, пастухи и прочие фермеры платить за такую технику 20 тысяч долларов. Нет у них таких денег! Даже у жуликоватых председателей колхозов. А если есть, то жалко. Зато тем, кто все же решится на подобный шаг, долго выбирать не придется, ибо сегодня в России официально продаются только две модели иностранных пикапов — Mitsubishi L200 и Mazda B2500.
Другое дело — Америка. Там пикапов и прочих "лайт-траков" пруд пруди. Например, в прошлом году в США одних только Фордов серии F продали без малого миллион. А пикапов Chevrolet Silverado — 700 тысяч. В Европе, правда, к пикапам относятся прохладнее. И все же европейцы раскупили 40 тысяч автомобилей Mitsubishi L200 (это, кстати, лидер европейского рынка пикапов).
А что у нас? Слезы. В прошлом году официальные дилеры продали около 200 пикапов (без учета продукции отечественного автопрома). А с Европой нас объединяет то, что и у них, и у нас пальму первенства удерживает Mitsubishi L200 (в России в 2001 году их было продано 165). Раньше конкуренцию Mitsubishi L200 пытались составить Toyota Hilux, Isuzu Pick-Up, Nissan Pick-Up. Но сегодня ни один из этих автомобилей официально в Россию не поставляется. Единственная альтернатива Mitsubishi L200 — это пикап Mazda B2500. Кстати, вы знаете, что такое по-английски "pick up"? Это значит "поднимать", "подбирать". Точный термин!
Конструктивно Mazda и Mitsubishi очень близки. Кузов поставлен на мощную раму, сзади — мост на рессорах, спереди — независимая подвеска с торсионами. И трансмиссии похожи. В нормальных условиях используется привод только на задние колеса, а на скользкой дороге или бездорожье можно прямо на ходу включить полный привод. А если остановиться, то и понижающую передачу.
Кабины у обеих машин — типа Double Cab: четыре двери и пять посадочных мест. Грузоподъемность машин тоже близка — около тонны. И производятся пикапы в одной и той же стране. Нет, не в Японии! Made in Thailand! Таиланд, кстати, — это азиатская родина пикапов: заводы по их производству здесь держат не только Mitsubishi и Mazda, но и Toyota, Ford, Isuzu.
Но вернемся в Россию. Дилеры Мазды предлагают пикап в одном-единственном, можно сказать, спартанском варианте комплектации. Две подушки безопасности, центральный замок да электроприводы стекол и зеркал. Нет магнитолы (только аудиоподготовка), нет кондиционера. Такой автомобиль стоит $19900. Но сами дилеры готовы доукомплектовать машину кондиционером ($1600 c установкой), легкосплавными колесами ($880), порогами ($920) и хромированной дугой безопасности ($520). Жаль, что жесткий тент, превращающий открытый кузов в закрытый, в этом списке не значится.
Тот, кто остановит свой выбор на Mitsubishi, столкнется с более внушительным списком "опций". Во-первых, кроме дизельного мотора можно выбрать бензиновый двигатель (2,4 л, 132 л.с. $26790). Правда, поставки таких автомобилей в Россию прекращены, а сейчас распродается то, что залежалось на складах. Зато дизельные пикапы предлагаются в двух вариантах оснащения — простом GL ($21690) и более упакованном GLS ($26190). Нам досталась дорогая версия: такая машина выглядит гораздо эффектнее Мазды. Двухцветная окраска кузова, отделка хромом фальшрадиаторной решетки и наружных зеркал, пластиковые расширители на крыльях, легкосплавные диски, широкие шины 265/70 R16, дополнительные подножки. В салоне — кондиционер, обогрев передних сидений, автономный отопитель для задних пассажиров. Похоже, что как раз набирается на разницу в цене в $6000. Но с точки зрения пассивной безопасности Mazda все же предпочтительнее: здесь две подушки безопасности, а на L200 — одна. А на простенькой версии GL и вовсе нет подушек.
Если не вдаваться в особенности комплектаций, то окажется, что с точки зрения эргономики, да и дизайна, салоны обоих пикапов предельно близки. Передние сиденья оснащены двумя механическими регулировками, а руль — одной. Диапазоны вполне достаточны для водителей ростом до 190 см. Перед глазами — традиционный набор приборов, а отличия — разве что в подсветке (нам показалось, что зеленые цифры на Мазде выглядят приятнее, чем белые на Mitsubishi). Центральную консоль Mitsubishi венчает дополнительный блок приборов: вольтметр, указатель температуры за бортом и прямо-таки корабельный креномер, сообщающий не только о продольных, но и о поперечных кренах автомобиля.
На первый взгляд, задние места предпочтительнее на L200. Есть и откидной подлокотник, и карманы в спинках передних сидений, а главное — автономный отопитель. Кстати, это именно отопитель — он нагнетает только горячий воздух в ноги, но переключить его в режим кондиционера нельзя. На Мазде ничего этого нет, нет даже воздуховодов к ногам задних пассажиров. Но зато здесь больше места! Человек ростом 190 см спокойно садится "сам за собой". А в Mitsubishi — только раздвинув колени на ширину плеч и подпирая головой потолок.
На роль грузовичков оба автомобиля годятся в равной степени: разница в размерах платформ — один-два сантиметра. И там, и там задний борт можно откинуть на 90 или 180 градусов. Но в данном исполнении кузов Мазды все же более практичен. Во-первых, здесь есть защитная решетка, отделяющая груз от кабины. Во-вторых, вдоль бортов пропущены штанги, которые незаменимы при креплении груза веревками. Но почему создатели пикапов не позаботились о каком-либо защитном покрытии грузовой платформы? Ну как в кузов, идеально окрашенный "металликом", укладывать кирпичи или мешки с цементом? Сердце кровью обливается! Мы это знаем не понаслышке! Четыре года назад, когда мы сравнивали L200 с пикапом Toyota Hilux (см. АР № 5, 1998), именно по этой причине мы отказались от испытаний с полной нагрузкой. Дело в том, что в нашем распоряжении были только металлические чушки, которые нам с царской щедростью предложили коллеги из рубрики "Грузовики и автобусы": берите, говорят, хоть десять тонн! Мы не взяли. Зато позже обзавелись тонной "мягкого" балласта — мешочков с дробью, по 25 кг каждый. Поэтому нынешние испытания начали с того, что загрузили в кузова по 500 кг балласта. И сразу — на динамометрическую дорогу полигона.
Как с такой ношей будут разгоняться пикапы? Ох, тяжело. Если без нагрузки машины набирали ход довольно шустро — только успевай перебирать "короткие" передачи, — то сейчас прыти поубавилось. Особенно тяжело пыхтел Mitsubishi. На разгон до 100 км/ч ушло почти полминуты! Mazda оказалась пошустрее — с нагрузкой она разгоняется почти так же, как Mitsubishi с пустым кузовом!
На обоих пикапах дизельные моторы наиболее активны в диапазоне от 2000 до 4000 об/мин, а крутить их выше 4500 об/мин не имеет никакого смысла. Передаточные числа подобраны таким образом, что 100 км/ч удается набрать только на четвертой передаче.
Этот раунд Mazda выиграла вчистую. Вот если бы к нам поставлялись L200 c новыми 115-сильными дизелями, оснащенными системой сommon rail, то все могло бы быть по-другому. Но путь в Россию таким машинам заказан. Специалисты Mitsubishi скрупулезно изучили наше дизтопливо, брали множество проб и пришли к выводу, что лишь в четырех случаях из ста есть шанс заправиться соляркой, отвечающей принятым за рубежом жестким нормам.
Теперь — тормоза. В штатных режимах процесс замедления на Mitsubishi прост и понятен — тормозной путь легко рассчитать с любой скорости. На Мазде педаль тормоза более "ватная", и потому процесс замедления требует большего внимания. А если затормозить что есть силы? Лучше не надо: АБС здесь нет. Поэтому для замеров тормозного пути нам приходилось очень точно подбирать усилие на педали, чтобы достичь максимального замедления. Подобрали. И оказалось, что со скорости 100 км/ч тормозной путь загруженных пикапов превышает 50 метров! По сравнению с легковыми автомобилями это много. Что ж, каждая машина весит почти две с половиной тонны.
А если порожняком? Выгружаем балласт и повторяем замеры. Результаты не намного лучше. Почему? В первую очередь, потому, что тормозные системы этих автомобилей далеки от совершенства и явно откалиброваны под полную нагрузку. Стоит на пустом автомобиле порезче затормозить — и тут же блокируются задние колеса, хотя потенциал передних еще явно не реализован. Причем на Мазде этот неприятный эффект проявляется сильнее, чем на Mitsubishi. Признаться, с полигона мы возвращались более осторожно, чем ехали туда: побаивались тормозов.
А уверенности добавляло то, что по части управляемости — никаких сюрпризов. Оба пикапа ведут себя на удивление дружелюбно и понятно. Быстро привыкаешь к низкой чувствительности Мазды, миришься с большим радиусом поворота Mitsubishi. Оба пикапа порадовали "прозрачным" рулевым управлением, а на Мазде реактивное действие на руле и вовсе близко к идеальному. Эти грузовички оказались довольно устойчивыми на прямой, да и в повороте держатся уверенно. Правда, Mazda очень рано начинает попискивать шинами, а если в крутом повороте добавить газку, то разгруженное заднее колесо тут же сорвется в пробуксовку. Mitsubishi таких вольностей себе не позволяет, и это объяснимо: шины на L200 на 60 мм шире, чем на Мазде.
И с нагрузкой оба пикапа ведут себя вполне достойно. Да, увеличиваются крены, растут запаздывания, но каких-либо серьезных проблем не возникает. Кроме одной: прежде, чем загружать Мазду, нужно накачать задние колеса, причем если под рукой не окажется электрического насоса, то потрудиться придется изрядно: давление нужно увеличивать с 1,8 до 4,5 атмосферы! Видимо, таким образом конструкторы пикапа решали проблемы с управляемостью. Отрадно, что Mitsubishi L200 подобной трудовой повинности не требует: давление нужно увеличить всего-то на 0,4 атм.
От пикапов, да еще с дизельными моторами, мы особого комфорта не ждали. Поэтому удивились, что и Mitsubishi, и Mazda почти не проигрывают "обычным" внедорожникам. Да, по кузову пробегает легкая дрожь, да, при разгоне отчетливо слышен рокот дизеля, причем на Мазде — сильнее. Но назвать это пыткой или даже дискомфортом язык не поворачивается. В салоне новой "девятки" с бензиновым мотором уровень шума даже выше.
А с плавностью хода получилась такая картина. Если пустой Mitsubishi жестко проходит и мелкие неровности, и волны асфальта, то с нагрузкой уровень вертикальных ускорений заметно снижается. Пустая Mazda значительно мягче Mitsubishi, но если машину загрузить, то на неровной дороге в работу подвески то и дело вмешиваются буфера, напоминая о себе изрядными толчками. Хотя в целом Mazda произвела впечатление более комфортного автомобиля.
А как хороши пикапы на бездорожье! Как уверенно они идут по ухабистому проселку, как лихо берут крутые подъемы, как легко справляются с сыпучим грунтом! Многие "настоящие" внедорожники уже отдыхали бы, сев на днище. А эти — ползут и ползут. Измерили клиренс: 240 мм и у того, и у другого. Правда, без нагрузки. Для сравнения: дорожный просвет Pajero — 210 мм, Discovery — 220 мм. Но если и такой "геометрии" не хватит и пикап зацепится днищем за грунт, переживать не стоит: и двигатели, и раздаточные коробки спрятаны за мощной защитой. Причем на Мазде установлена еще и защита бензобака.
О том, что возможности трансмиссий обоих пикапов близки, мы уже сказали. И там, и там — жесткое (без межосевого дифференциала) подключение полного привода; и там, и там — понижающая передача. Это сильные стороны. А недостаток — отсутствие каких-либо межколесных блокировок. Впрочем, на L200 заявлен дифференциал повышенного трения в заднем мосту, но на проходимость он практически не влияет. Проверяли. Так какой из пикапов лучше справляется с бездорожьем? По нашим наблюдениям, разница очень незначительна и зависит только от сцепных свойств шин.
Итак. Mazda выглядит проще, укомплектована беднее, да и дилерская сеть явно слабее. Зато: более мощный дизельный мотор, просторная кабина Double Cab и неплохой уровень комфорта. И главное — Mazda дешевле.
А за что доплачивают покупатели Mitsubishi? Прежде всего, за свободу выбора. Различные базовые комплектации, занятный список "опций", в котором есть даже жесткий тент ($2575 c установкой), превращающий пикап в более практичный фургон. К тому же, корпоративным клиентам дилеры могут предложить партии L200 в специальных комплектациях, которые отличаются от стандартных GL и GLS. Еще покупатели Mitsubishi доплачивают за развитую дилерскую сеть, за отлаженную систему обслуживания и поставки запчастей.
Но если вам кажется, что это уже не доплата, а переплата, то лучше, чтоб не душила жаба, выбрать Мазду.
Впрочем, людей рачительных жаба все равно будет душить. Если говорить о коммерческом, действительно "рабочем" подходе, то, как показали расчеты и практика, ничего выгоднее Газели и ее производных, несмотря на всю их ненадежность и более чем сомнительный комфорт, пока нет. А что означают открытые кузова пикапов в нашей вороватой стране? То, что безопаснее всего в них перевозить воздух. А зимой — снег.
И остается очень узкий круг потенциальных покупателей пикапов. Если говорить о "частниках", то в первую очередь это состоятельные люди, причем из тех, чьи представления о "настоящем человеке" формировались не нашим, а американским кинематографом. Миллионы людей в Америке действительно ездят на пикапах. У нас — нет. Но если есть большой загородний дом, если есть катер, есть обычный и водный мотоциклы, есть прочие атрибуты, поволяющие почувствовать себя тем самым "настоящим человеком", то почему бы и не пикап? Причем, в отличие от Америки, пикап не "размажет", а лишь подчеркнет индивидуальность владельца. А там, глядишь, пару раз в год случится перевезти какую-нибудь тяжелую поклажу. Хотя бы ради того, чтобы не сомневаться в правильности сделанного выбора.
Хорошая статья… Очень понравился пикап Митсубиси L200 (Triton Double Cab 2.4 или 3.2 бензин ) и странно что они не представлены дилерскими центрами, авто с дизельным двигателем, покупать однозначно не буду, рассматриваю единственный вариант бензин, исходя из соображения безопасности эксплуатации в сильные морозы на дальние расстояния по дорогам и «бездорогам» Сибири и только с Super Select …