Один из первых переднеприводных моделей в линейке Mitsubishi, Galant, получил титул «Лучшего японского автомобиля» и превратился в один из мировых бестселлеров. Galant помимо Японии успешно продается в Европе, Америке и даже на Ближнем Востоке. За три с лишним десятилетия конвейерной жизни сменилось восемь поколений Galant. За характерную форму передка модель даже получила прозвище «японский BMW». При этом, как утверждают, эти автомобили напоминают BMW и на ходу, отличаясь не по-японски отточенной управляемостью, малыми кренами и информативным рулевым управлением. В России наиболее распространены подержанные Galant серий E30 и Е50. О них мы и предлагаем поговорить.
Mitsubishi Galant начали производить в 1969 году под названием Colt Galant. Смена модельного ряда происходила каждые четыре года. На нашем рынке самыми распространенными являются машины шестого поколения с кузовом E30 (1987-1992 год). Эта модель в 1987 году получила титул «автомобиль года» в Японии. В линейке двигателей был и 2,0-литровый агрегат с турбонаддувом, а также полноприводный вариант с подруливающими задними колесами и с регулировкой жесткости подвески.
В 1992 году было показано седьмое поколение (Е50). Машина стала более комфортабельной, выросла в размерах. Для европейского рынка предлагались два варианта 4-цилин-дрового мотора и два 6-цилин-дровых бензиновых агрегата, был в активе и дизельный вариант, на японском рынке — турбоагрегат. Привод как обычный передний, так и полный.
В 1996 году увидело свет восьмое поколение Galant. В Европе новый Galant впервые показали на автосалоне в Амстердаме. Вместе с седаном на подиум выкатили автомобиль-универсал Legnum (раньше грузо-пассажирской модификации не было). А вот Galant-хэтчбек канул в лету — больше таких машин не стало. Хищные фары и решетка радиатора — главная особенность дизайна. Кстати, у машины прекрасная аэродинамика: у седана коэффициент Cx=0,29, у универсала — 0,33. Galant-седан имеет огромный 470-литровый багажник. Помимо 5-ступенчатой механической КП на Galant может устанавливаться «умная» трансмиссия INVECS-II с секвентальным режимом управления (впервые ее применили еще в 1994 году на купе Mitsubishi FTO ). Помимо переднеприводной предлагается версия со всеми ведущими колесами. Подвеска всех колес независимая, многорычажная. Причем на переднеприводных модификациях задняя подвеска подруливающая, а на машинах с полным приводом она оснащается устройством автоматической стабилизации дорожного просвета. Среди других особенностей — боковые надувные подушки безопасности, система распределения ударных нагрузок на кузов RISE (аналогичная системе SIPS фирмы Volvo), многофункциональный бортовой аудио-видеокомплекс с 18-сантиметровым экраном, навигационная система. Двигатели — 2- и 2,5-литровые бензиновые моторы мощностью 136 и 163 л. с. 2-литровый 90-сильный турбодизель и новый бензиновый 1,8 -литровый двигатель GDI с непосредственным впрыском топлива (130 л. с.). На следующий год в Японии Galant/Legnum был признан автомобилем года — четвертый раз за 17 лет.
Galant последнего поколения был представлен на автосалоне в Нью-Йорке-2003. Модель заметно отличается от предшественника. В первую очередь большими размерами, просторным салоном, агрессивным дизайном и мощными двигателями. Galant стал выглядеть не так тяжеловесно, как его предшественник. В высоту он подрос почти на 5 см, салон стал намного просторнее, что почувствуют в первую очередь задние пассажиры. На 3 см увеличилось пространство для ног, а ширина на уровне плеч задних седоков доведена до 145 см. Для Galant 2004 предлагается всего два бензиновых двигателя. Для версий DE и ES — 2.4-литровый 160-сильный четырехцилин-дровый мотор, который будет поставляться вместе с четырех-ступенчатой механикой. Для LS и GTS предусмотрена V-образная «шестерка» объемом 3,8 литра, мощностью 230 л.с. с 4-ступенчатой «механикой» с функцией Sportronic. Пока продажи ожидаются лишь в США, о рынках Европы или Японии речи не идет совсем.
С каждым новым поколением Galant прибавлял в размерах и технических опциях, становясь просторнее, комфортабельнее, динамичнее и дороже. Последнее, впрочем, не мешало покупателям во всем мире голосовать за японский BMW кошельком. Оценили эти авто и в России — как в версии для японского рынка, так и европейского варианта. Помимо неплохих ходовых качеств, к достоинствам Galant относят богатую комплектацию, мощные двигатели и высокую надежность автомобиля в целом. Недостатки — продолжение достоинств. Высокотехнологичная конструкция требует соразмерных затрат на поддержание ее в рабочем состоянии.
Выбирая Galant, надо сразу выяснить, для какого рынка этот автомобиль производился изначально. Тем более, что выбор модификаций Galant очень велик — от 1,8-литровой «четверки» до 2,0-литровой V-образной «шестерки» 6A12T, с передним или полным приводом, а также с управляемыми задними колесами (система 4WS). Galant, созданный, например, для американского рынка, имеет другие фары, бамперы и накладки. Но на наших рынках, конечно, мы чаще всего встретим именно японский вариант, хоть в нашем регионе и имеются несколько европейских версий этой модели.
По сокращенному модельному коду можно определить, для какого региона автомобиль. На шильдике после слова Model находится аббревиатура ExxA (хх — это две определенные цифры). Например, Е52А, Е55А — это передний привод и бензиновая «четверка» 1,8 или 2,0 литра соответственно. Е54А, Е64А — тот же тип привода, но двигатель V6 2 л, а Е64А имеет все управляемые колеса. Дизельная версия имеет только передний привод, и ее индекс — Е57А, и продавалась она только в Европе. Полноприводные модификации обозначались индексами Е75А (2 литра, 4 цилиндра) и Е88А — «топ-модель» с 2,5-литровым мотором, полным приводом и системой 4WS. Моторы могут иметь одинаковые индексы, но различаться конструктивно, в зависимости от того, на какие машины они устанавливались. То есть двигатель может быть одно- или двухвальным, с балансировочными валами или без них, иметь шкивы разных размеров и т. п. Поэтому найденный задешево на «разборке» натяжитель ремня ГРМ или сам ремень для двигателя 4G93, например, может не подойти к Galant с таким же вроде мотором.
Болезни и особенности
Наиболее оптимальными с точки зрения соотношения цена/качество/возможности считаются машины, укомплектованные 1,8 (4G93) и 2-литровым (4G63) бензиновыми инжекторными моторами с распределенным впрыском (MPi). На машины для Европы и Японии устанавливалась только одновальная версия 4- цилиндровых 16-клапанных моторов. Автомобили с двигателем V6, само собой, могут похвастаться не только довольно высокой мощностью, но и отличной тягой. 6-цилиндровый 2,0-литровый движок 6A12, конечно, не плох, но имейте в виду, что работы по обслуживанию этого мотора сложны и дороги — одна замена свечей чего стоит. «Самурайское сердце» должно биться ровно и тихо: никаких подергиваний и стуков. Еще больше хлопот будет доставлять подвеска: V6 весят гораздо больше. Но зато его основное достоинство — очень большой ресурс в сравнении с 9-цилиндровым вариантом.
Болезнь Galant — износ шагового электродвигателя холостого хода. Чаще всего помогает только его замена. Гидрокомпенсаторы дают о себе знать легким пощелкиванием. В принципе, это не должно пугать, но вот ударный стук означает неизбежность скорой замены. Один гидрокомпенсатор обойдется от 500 до 1500 рублей, а «поштучно» менять экономически нецелесообразно. Плюс работа: 6-цилиндровый обычно в два раза дороже в обслуживании. Очень важен блок управления зажиганием: коммутатор, катушка и распределитель объединены в одно целое, компоненты по отдельности найти невозможно. Если хорошо прогретая машина вдруг глохнет и не хочет заводиться, пока не остынет, то причина в нем. Вперед на разборку за комплектом деталей. Надо внимательно осмотреть радиатор — после пары зим в России он имеет тенденцию к постепенному разрушению (от 2000 рублей, в зависимости от типа мотора и КП). Очень актуален ремень ГРМ («ходит» 70-90 тыс. км). Обрыв повлечет за собой переборку головки. И это при том, что один клапан стоит не менее 1500 рублей (а их 16 штук), а комплект прокладок — «всего» 3000 рублей.
При покупке не стоит верить заверениям продавца, что шум, вроде как от перекатывающихся стальных шариков, на механической КП не страшен — скорее всего, изношены подшипники, а это «удовольствие» весьма чувствительно для бюджета — 5000 рублей (детали) + 3000 (переборка). Обязательно надо проверить, как включается и как звучит 5-я передача. Это одна из проблем Galant’ов этого поколения. Лучше осмотреть днище на предмет наличия течей из сальников приводов и штока выбора передач. Их наличие должно стать грозным намеком на вышеупомянутую сумму.
К традиционной проверке АКП добавим две тонкости: при работающем двигателе надо перевести селектор из положения R в положение D. Должен раздаться стрекот соленоида, который продолжается буквально несколько секунд, а потом прекратится. Если это стрекотание не прекращается, то возможны варианты. А мигающая пиктограмма с обозначением передачи на приборном щитке сообщит о наличии неисправности в электронной системе управления. Переборка «загубленной» АКП — это уже совсем другие деньги, в среднем от $1000. Причем на эти японские автомобили устанавливались адаптивные АКП, подстраивающиеся под стиль вождения водителя (INVECS-I). То есть если водитель едет в спокойном темпе, то передачи переключаются таким образом, чтобы максимально экономить топливо. А вот если за рулем сидит гонщик, электроника специально задерживает включение следующей скорости, давая возможность двигателю раскрутиться сильнее. Как показывает опыт, автоматические трансмиссии, несмотря на всю навороченность, вполне надежны.
Передняя подвеска Mitsubishi Galant — на двойных поперечных рычагах — очень сильно напоминает передние подвески Honda. Особенно креплением амортизатора к нижнему рычагу посредством «ног». А еще — значительным разнесением рычагов по высоте и удлиненным поворотным кулаком: такая схема обеспечивает высокую точность кинематики. Задняя подвеска тоже двухрычажная, и по схеме очень напоминает переднюю, с соответствующими поправками, конечно. Усилия японских конструкторов не прошли даром: Galant демонстрирует точность в управлении и при этом очень хорош на скоростных режимах, сохраняя стабильность до самых высоких скоростей.
Mitsubishi Galant — очень цельный автомобиль: здесь все находится в гармонии с агрессивной и весьма выразительной внешностью. Задняя подвеска тоже довольно сложна по своей конструкции. Она надежней передней, однако может потребовать вложений. Втулки и стойки стабилизаторов, амортизаторы, все это вносит свою лепту в имидж Galant, как автомобиля вполне надежного, но с дорогой в обслуживании ходовой частью. Первые же стуки и шумы в подвеске скажут о том, что слабые стойки стабилизаторов приказали долго жить — от 700 рублей за штучку. Стуки в амортизаторных стойках и характерные потеки масла на них укажут на грядущую замену — от 10000 за комплект. Не говоря уже о характерных стуках в них. Неплохо также проверить состояние шаровых опор, ибо они меняются только в сборе с рычагами (3000 рублей за штуку). Удары и похрустывание при резком трогании и раскачивании на пологих неровностях, а также характерный хруст на повороте выдадут предсмертное состояние соответственно внутренних и наружных ШРУС’ов. 3000 рублей за оригинальный привод в сборе или по 1500 рублей за каждую неоригинальную «гранату». Владельцев, которые ремонтируют свои Galant, не слишком радует информация о том, что на наших дорогах рычаги выдерживают не более 100 тысяч км.
Редко, но попадаются экземпляры Galant с полным приводом и/или системой подруливания задних колес (4WS). Полный привод очень надежен и, как правило, никаких опасностей в себе не таит, а работоспособность системы подруливания можно проверить только на специальном стенде у знающих специалистов. Которых, увы, не очень много.
Ничего особенного и специфичного в кузове Galant нет, разве что многие специалисты говорят о том, что более 90% подержанных машин восстанавливались после аварий и имеют кузовные дефекты. Кстати, табличка-шильдик с установочными данными машины нормально должна быть приклепана в правой передней части капота изнутри. Так что если шильдик располагается на моторном щите — капот однозначно меняли. Поэтому лучше съездить на сервис для промера кузова. И проверить наличие и состояние номера на двигателе. Он часто ржавеет и становится нечитаемым, а это как минимум полтора месяца мытарств при постановке на учет.
Ситуация на рынке с этой моделью очень сложная, ведь свежих экземпляров седьмого поколения нет, поэтому можно довольствоваться только вторыми- четвертыми руками. Цена на Galant 1995 года выпуска с двигателем 1,8 литра на авторынке в Рабочем от $4000. Модель с двигателем V6 встретить не удалось, они у нас редкие гости, но зато попался образец с турбодвигателем и АКП ($6000) — конструктор 1996 года выпуска.